Шрифт: A A A Цвет фона: Изображения: ВКЛ ВЫКЛ

Пример интеграции
Интеграционные механизмы объединения структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) в единое информационное пространство

В российском здравоохранении давно назрела необходимость оперативного обмена медицинской информацией с различными уровнями доступа к данным:

   - обмен между медицинскими специалистами на уровне информации, содержащейся в электронной медицинской карте (ЭМК) пациента для оптмизации лечебно-диагностического процесса;
   - обмен между медицинскими организациями на уровне блоков данных информационных систем;

   - обмен между медицинскими оргнизациями и надзорными государственными учреждениями.

Необходимость в интеграции медицинскими данными объясняется появлением новых законов, которые предоставляют гражданам возможность выбирать врача и место оказания медицинской помощи, и глубокой специализацией медицинских организаций.
Сложность состоит в том, что вопросы электронного обмена медицинскими документами до сих пор не регламентированы никакими нормативно-правовыми актами. Этот факт затрудняет внедрение и практическое использование интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК). Другая сложность заключается в разнородном составе ИЭМК, которая содержат как структурированные, так и слабо структурированные данные.

Предлагаемый способ интеграции заключается в последовательном подходе в вопросах структуризации медицинских документов. Предлагается разделить формализацию документов на разные уровни (слои). Первый касается интеграции с целью обмена медицинскими сведениями, для вопросов эффективности медицинской помощи, второй – структуризация с целью агрегирования, учёта и управления деятельности ЛПУ. 

Схема уровней интеграции

На первом этапе решаются вопросы обмена медицинской информацией уровня «врач – врач», чтобы врачи могли иметь доступ к медицинской информации, и формализация касается только обязательно структурированной информации, такой как источник данных, автор медицинской записи, дата записи, медицинское учреждение, стандартные медицинские идентификаторы, такие как МКБ-10, электронные подписи специалистов и т.п.  Информация, которая содержит какие-либо формализованные и закодированные элементы, характерные в той или иной медицинской информационной системе, где информация создавалась, хранится дополнительно, и может быть востребована организациями, которые имеют аналогичные системы и сумеют ими воспользоваться. Остальная неструктурированная часть медицинской информации оформляется в виде текстовой неформализованной части медицинской информации, и может быть доступной для всех врачей, работающей в любой информационной системе.

На втором этапе решаются вопросы управления здравоохранением на основе данных, содержащихся в ИЭМК. Очевидно, что методы структуризации и агрегации медицинских данных могут быть применены только к четко структурированной и закодированной информации. Но медицинская информация оказалась настолько сложной, разнообразной и многоплановой, что вопрос ее формализации до сих пор не решен, и говорить о возможности создания эффективной комплексной системы обмена формализованной медицинской информацией на этом уровне пока не реалистично. 

Интеграция медициниских информационных систем будет эффективна только на первом уровне, когда медицинские специалисты, как основные потребители этого процесса, получат действенный рабочий инструмент.

Документооборот - рисунок
Автоматизированные системы управления документами в хозяйственной и научной деятельности медицинских и образовательных учреждений

Электронный документооборот - это система, которая позволяет автоматизировать работу с любыми типами документов и значительно повышает как эффективность документационного обеспечения управления, так и качество документно-ориентированных бизнес-процессов. Современные требования к электронному документообороту досточно высоки, и они распространяются на весь комплекс функций, присущих такого рода системам (создание, регистрация, рассылка, контроль исполнения, формирование дел, управление доступом к документам, ведение классификаторов и справочников, совместная работа, безопасность и надёжность). Одной из важных пользовательских решений, во многом определяющих удобство и полезность такого рода систем, является возможность определения функций этих документов, описания маршрутов их движения на протяжении всего жизненного цикла. Причем данный инструментарий должен позволять выполнять все перечисленные виды работ полностью в графическом виде без программирования и привлечения профессиональных ИТ-специалистов.

Одной из важнейших задач, которую решают разрабатываемые и внедряемые нами системы, является снижение материальных затрат. А одним из важных инструментов является предоставление возможностей эффективного инструмента контроля за ситуацией. Повышение качества и оперативности принятия управленческих решений – это реальная цель, достигаемая в рамках нашей системы.

Помимо прямого экономического эффекта, электронный документооборот влечет за собой ряд дополнительных улучшений в деятельности учреждения.

К показателям прямого экономического эффекта можно отнести:
   1. Снижение затрат рабочего времени на поиск документов, их создание и согласование, ознакомление с документами, контроль за исполнением документов.
   2. Уменьшение объема рутинной работы, заключающейся в анализе просроченных поручений, отслеживании сроков выполнения работ и т. п. Высвобождается время для выполнения других, более интеллектуальных задач.
   3. Сокращение затрат на расходные материалы: бумага, картриджи для принтеров.
   4. Повышение прозрачности и управляемости  бизнес-процессов, что в конечном итоге приводит к сокращению операционных расходов.

Косвенные показатели эффективности  - получение имиджа современной компании, упорядочение и систематизация работы организации, повышение исполнительской дисциплины.

Ожидаемый и очевидный эффект от успешной работы электронного документооборота заключается в элементарном наведении порядка в документах на всех уровнях деятельности организации, и зачастую, он имеет самые неожиданные приятные последствия.

Разработка программного модуля EntityPump для интеграции локальных медицинских информмционных систем уровня лучебно-профилактического учреждения. 

Программа EntityPump решает задачи информационного обмена между информационными системами путём прямого доступа к базам данных на основе спецификаций обмена, которые однозначно описывают структуру таблиц, данных и их взаимосвязей.

Данная программа разработана на языке программирования Java(ТМ) (версии 1.7.0_04). Среда разработки Eclipse IDE for Java EE Developers, для решения задач объектно-реляционного отображения данных используется библиотека Hibernate. Программа имеет консольный интерфейс, все процессы выполняются автоматически без помощи пользователя.

В настоящий момент поддерживаются три информационных системы медицинского назначения:
   1. Комплексная информационная система "Медиалог", разработка московской компании "ПостМодернТекнолоджи"
   2. Конфигурация 1С:Предприятие.Клиническая лаборатория 8. 
   3. Специализированное программное обеспечение "Госпитальный раковый регистр"

Подключение новых информационных систем производится путём добавления в структуру программного модуля описаний спецификации обмена, создаваемой на основе xml-файла. 

Программа EntityPump успешно внедрена в НИИ онкологии СО РАМН, г. Томск.


Разработка мобильных приложений для идентификации пользователей и удалённого доступа к данным в медицинских информационных системах. 

Совиеменные тенденции развития ИТ инфраструктуры в медицине всё больше делают ставку на "безбумажные" технологии, призывая специалистов хранить на бумаге только то, что требуется по законодательству РФ. Согласитесь, что компьютерная обработка информации позволяет максимально сократить затраты, связанные обслуживанием рабочего процесса (затраты на бумагу, расходные материалы для печатающих устройств, затраты на их сопровождение и многое другое). Немаловажным фактором является и сохранность окружающей среды.  Для "безбумажной" технологии не нужно печатать множество бумажных документов, пациенту достаточно выбрать любой их трёх вариантов электроннного общения с медицинским учреждением:
- мобильное приложение на смартфоне или пнаншете;
- посредством информационного киоска (терминала) в холле учреждения;
- оформление пресональной смарт-карты.

С другой стороны, "безбумажные" технологии существенным образом экономят время пациента, поскольку он, являясь активным участником процесса, распоряжается своим временем сам, не простаивая в очередях и не посещая по многу раз клинические и диагностические службы.

Таким образом, мобильные или web-приложения дают возможность пациентам:
- получать доступ к своим личным медицинским записям;
- планировать встречи с врачом;
- заполнять медицинские формы;
- оплачивать услуги;
- продлять рецепты, планы лечения и т.п.

Медицинским специалистам:
- оперативный доступ к электронной медицинской карте (ук примеру, врачи на выезде, в скорой помощи);
- получение узкоспециализированных консультаций специалистов в режиме "реального" времени.

Специалистам страховых копманий:
- для проведения экспертизы.

Ноу-хау "Способ интегральных оценок состояния и целенаправленного управления биосистемой".

Описание....