Шрифт: A A A Цвет фона: Изображения: ВКЛ ВЫКЛ

На кафедре фармакогнозии с курсами ботаники и экологии обучаются студенты очного и заочного отделений фармацевтического факультета. Количество студентов зависит от набора на бюджет на 1 курс и от количества студентов, обучающихся на договорной основе (97–60 человек, очное и 54-134-110 человек, заочное).

 Преподаются следующие дисциплины, обеспеченные соответствующими рабочими программами:

Очное отделение

  • Ботаника (1-2 курсы)
  • Биология (1-2 курсы)
  • Основы интродукции лекарственных растений (1 курс) – 95 студентов
  • Фармакогнозия (3 курс)
  • Фармакогнозия ( 5 курс)
  • Основы экологии и охраны природы (4 курс)
  • Основы фитотерапии –  (5 курс)
Студенты проходят учебные полевые практики по ботанике (1 курс) и фармакогнозии (3 курс); производственную практику по ресурсоведению (5 курс).

Заочное отделение

  • Ботаника (3 курс)
  • Биология (3 курс)
  • Основы интродукции лекарственных растений (3курс)
  • Фармакогнозия (4 и 6 курсы)
  • Основы экологии и охраны природы (4 курс)
  • Основы фитотерапии –  (6 курс)

Учебные полевые практики по ботанике (3 курс) и фармакогнозии (4 курс); производственную практику по ресурсоведению (6 курс).

Лабораторные и практические занятия проводятся в учебных лабораториях (4), которые обеспечены основными учебными материалами и приборами. Кроме того, в качестве учебной базы используется компьютерный класс, .лаборатория по выращиванию лекарственных растений фармацевтического факультета, а также оранжереи и экспериментальный участок Сибирского ботанического сада НИ ТГУ.


Образовательные технологии в изучении курса ботаники

Изучение предмета «Ботаника» предполагает использование следующих образовательных технологий:

  1. Лекции, которые выступают в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляют собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. На лекциях даются систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрываются состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируется внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулируется их активная познавательная деятельность и способность к формированию творческого мышления.
  2. Лабораторные занятия, на которых происходит  освоение учащимися основного материала, реализуется система ситуационных заданий, а так же письменного и компьютерного тестирования студентов по пройденному материалу. Элементы учебно-исследовательской работы реализуются в виде выполнения студентами самостоятельного цикла по разделу 9 «Учебно-исследовательская работа по распознаванию и изучению органов растений».
  3. Самостоятельная работа студентов предполагает теоретическую подготовку к семинарским занятиям. Для  образовательного процесса студентам предоставляется компьютерный класс для работы с электронными материалами по теме занятия, доступ к сети Интернет.

Материально-техническое обеспечение курса ботаники

  1. Персональные компьютеры (компьютерный класс) – 9 штук, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях);
  2. Учебный гербарий растений;
  3. Готовые препараты органов и тканей растений;
  4. Фиксированный материал для самостоятельного изготовления микропрепаратов;
  5. Плакаты по каждой теме;
  6. Микроскопы Биолам» Д1У1.1.;
  7. Бинокулярные лупы МБС – 10, ручные лупы;
  8. Препаровальные иглы, спиртовки.
  9. фильм «Невидимая жизнь растений»

Образовательные технологии в изучении курса биологии

  1. Лекции, которые выступают в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляют собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. На лекциях даются систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрываются состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируется внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулируется их активная познавательная деятельность и способность к формированию творческого мышления.

    На лекциях используются:

    • Объяснительно-иллюстративный метод, в основе которого лежит получение новой информации студентами от преподавателя, осмысление, обобщение и систематизация новых знаний
    • Проблемный метод, сущность которого состоит в создании проблемной ситуации, её анализе, осознания сущности затруднения и постановке учебной проблемы, нахождения способа решения проблемы путем выдвижения гипотезы и её обоснования.

  2. На лабораторных занятиях применяется материал лекций для рассмотрения конкретных вопросов изучаемых тем,  а также изучается тематика, предусмотренная программой, но не изложенная в лекционном материале. Учитывается профилизация при изложении материала дисциплины. Реализуется система ситуационных заданий, а так же письменного и компьютерного тестирования студентов по пройденному материалу.
  3. Самостоятельная работа студентов предполагает теоретическую подготовку к семинарским занятиям. Для образовательного процесса студентам предоставляется компьютерный класс для работы с электронными материалами по теме занятия, доступ к сети Интернет.


    На практических занятиях и при самоподготовке (аудиторной и внеаудиторной) используются методы, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков:

    • Информационно-рецептивный (сообщение или устная информация с использованием наглядных пособий (схемы, рисунки, муляжи, таблицы, рентгенограммы и др.).
    • Репродуктивный или творчески – репродуктивный с использованием алгоритмов изучения конкретной темы. Решение задач (проектно-графических, информационно-поисковых), моделирование клинической ситуации и ее разрешение (при изучении филогенеза систем органов, паразитологии), деловые игры и др.
    • Проблемный метод, сущность которого состоит в создании проблемной ситуации, ее анализе, осознания сущности затруднения в постановке учебной проблемы, нахождения способа решения проблемы путем выдвижения гипотезы и ее обоснования.   Метод может быть использован при обсуждении онто-филогенетически обусловленных пороков развития, постановки  диагноза наследственных или паразитарных заболеваний ротовой полости и органов челюстно-лицевого аппарата.
    • Метод контекстного обучения, предусматривающий получение студентами не только академических знаний, но и максимально приближающий их к профессиональной деятельности, путем проведения ролевых игр, анализа производственной ситуации и т. д.

Материально-техническое обеспечение курса биологии

  1. Персональные компьютеры (компьютерный класс) – 9 штук, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).
  2. Микроскопы «Биолам» Д1У1.1.
  3. Бинокулярные лупы МБС – 10, ручные лупы
  4. Комплект раздаточных материалов по цитологии: микропрепараты (наборы) «Растительная и животная клетка», «Органоиды и включения», «Митоз».

  5. Фиксированные биопрепараты на лабораторные занятия по теме: «Тип Членистоногие (Arthropoda): класс Паукообразные (Arachnida), класс Насекомые (Insecta)».

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Учебно-демонстрационные таблицы:
    1. «Митоз животной клетки»
    2. «Строение животной и растительной клетки»
    3. «Строение растительной клетки»
    4. «Полиплоид томатов»
    5. Схема «Цикл развития дизентерийной амебы»
    6. Схема «Циклы развития острицы и власоглава»
    7. Схема «Стадии развития комаров родов кулекс и анофелес»
    8. Схема «Строение мелких кровососущих двукрылых»
    9. Схема «Круговорот азота в природе»
  2. Учебные и научно-популярные фильмы
    1. «Вредители леса»
    2. «Движение растений»
    3. «Жизнь клетки»
    4. «Основы биомеханики»
    5. «Паразитарные грибы»
    6. «Риккетсии»
    7. «Эмбриональное развитие птиц»
    8. «Регуляция биологических процессов»
    9. «Вторжение паразитов» (3 части)
    10. «Паразиты в организме человека» (3 части)
    11. «Паразиты» (3 части)
    12. «Паразиты внутри нас»
    13. «Кровь – материальное воплощение души»
    14. «Код обезьяны. Генетики против Дарвина»
    15. Марков А.В. Лекция: «Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии»
    16. «Волновая генетика»
    17. «Discovery: 100 великих открытий. Генетика»
    18. «Биосфера - среда жизни»
  3. Компьютерная контрольно-обучающая тестовая программа: тесты для лабораторных занятий и семестрового зачета по биологии.

Методическое и материально-техническое обеспечение курса основы интродукции лекарственных растений

Преподавание дисциплины осуществляется на кафедре фармакогнозии с курсами ботаники и экологии. Для  образовательного процесса студентам предоставляется:

  1. компьютерный класс, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях);
  2. инструкции и методические материалы по выращиванию лекарственных растений;
  3. семена, земля, ящики для посадок, инструменты для обработки земли и посадок, удобрения.

 Образовательные технологии в изучении фармакогнозии

Изучение предмета «Фармакогнозия» предполагает использование следующих образовательных технологий:

  1. Лекции, которые выступают в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляют собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. На лекциях даются систематизированные основы научных знаний по дисциплине: характеристика сырьевой базы, нормативной документации, общих правил заготовки, сушки и хранения ЛРС; характеристика БАВ, методов их анализа, основные направления использования ЛРС данной группы БАВ. При этом концентрируется внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулируется их активная познавательная деятельность и способность к формированию творческого мышления.

  2. Практические занятия, на которых происходит  освоение учащимися основного материала, реализуется система ситуационных заданий, а так же письменного и компьютерного тестирования студентов по пройденному материалу. Элементы учебно-исследовательской работы реализуются в виде выполнения студентами индивидуальных контрольных заданий по фармакогностическому анализу лекарственного растительного сырья.

  3. Самостоятельная работа студентов предполагает теоретическую подготовку к практическим занятиям, а также выполнение курсовой работы, тематика которой направлена на углубление знаний и расширение кругозора по использованию лекарственных растений в медицинской практике, особенностям фармакологических свойств БАВ.

Для  образовательного процесса студентам предоставляется компьютерный класс для работы с электронными материалами по теме занятия, доступ к сети Интернет.

Материально-техническое обеспечение курса фармакогнозии

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. . Государственная фармакопея XI издания.- М.: Медицина, 1990.- вып.2.- 400 с.

Для проведения практических занятий и чтения лекций используются:

  • иллюстрационный материал к мультимедийным лекциям;
  • методические указания к практическим занятиям для студентов;
  • методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей;
  • вопросы входного контроля;
  • тесты для промежуточного и итогового контроля;
  • пакет нормативных документов;
  • методические указания к выполнению курсовой работы.

Приборы и оборудование:

микроскопы, лупы, реактивы, наборы сит, весы аптечные, шкаф сушильный, печь муфельная, химическая посуда.

Наглядные пособия

  1. Учебный гербарий и образцы лекарственного растительного сырья

  2. Учебно-демонстрационные стенды:
  • Схема количественного определения дубильных веществ ЛРС;
  • Схема количественного определения алкалоидов ЛРС;
  • Схема количественного определения антрагликозидов в ЛРС;
  • Схема - Анализ эфирных масел;
  • Схема – Фармакогностический анализ ЛРС;
  • Классификация ЛРС, содержащего:
    • фенольные соединения
    • эфирные масла
    • алкалоиды

Компьютерная контрольно-обучающая тестовая программа: тесты для коллоквиумов, семестровых зачетов, курсового экзамена.

Оригинальные учебные пособия, разработанные преподавателями кафедры фармакогнозии с курсами ботаники и экологии за последние 5 лет

Лекарственные средства растительного происхождения: Справочное пособие / А.С.Васильев, Г.И.Калинкина, В.Н. Тихонов.- Томск, 2007. – 124 с.

  1. Лекарственные средства растительного происхождения: Справочное пособие / А.С.Васильев, Г.И.Калинкина, В.Н. Тихонов.- Томск, 2007. – 124 с.
  2. Лекарственные растения, сырье и фитопрепараты: учебное пособие для студентов очного и заочного отделений фармацевтического факультета: в 2 частях /  В.Н.Тихонов, Г.И.Калинкина, Е.Н.Сальникова. - Томск – 2007. – Часть 1.-111 с.
  3. Лекарственные растения, сырье и фитопрепараты: учебное пособие для студентов очного и заочного отделений фармацевтического факультета: в 2 частях /  В.Н.Тихонов, Г.И.Калинкина, Е.Н.Сальникова. - Томск – 2007. – Часть 2.- 137 с.
  4. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии: учебное пособие / Г.И.Калинкина, Н.Э.Коломиец, Е.Н.Сальникова, В.Ю.Андреева, Н.В.Исайкина, Т.В.Полуэктова. – Томск, 2012. – 174 с.
  5. Учебная практика по фармакогнозии: учебное пособие /Н.Э.Коломиец, Г.И.Калинкина, Т.В.Полуэктова. – Томск, 2013. – 106 с.
  6. Стандартизация и сертификация лекарственных средств и биологически активных добавок к пище / Г.И.Калинкина, Н.Э.Коломиец, Е.Н. Сальникова.- Учебное пособие. Томск, СибГМУ.- 2010. – 71с.
  7. Основы фармацевтической ботаники [Текст]: учебное пособие по ботанике / Т.П. Березовская [и др.]; Сибирский медицинский университет (Томск). — Томск: Печатная мануфактура, 2004. — 295 с.
  8. Сборник тестовых заданий по ботанике [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 06010865 - Фармация / Л. Г. Бабешина, В. Ю. Андреева; Сибирский медицинский университет (Томск). — Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2010. — 154 с.
  9. Сборник тестовых заданий по ботанике: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 06010865 - Фармация / Л. Г. Бабешина, В. Ю. Андреева; Сибирский медицинский университет (Томск). — Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2010. — 154 с.: Режим доступа: http://www.studmedlib.ru
  10. Компьютерные контрольно-обучающие тестовые программы: тесты для лабораторных и практических  занятий, коллоквиумов, зачетов и экзаменов по биологии, фармакогнозии, основам экологии и охраны природы.