Шрифт: A A A Цвет фона: Изображения: ВКЛ ВЫКЛ

Петрова Ирина Викторовна

Автор курса

Доктор биологических наук, профессор кафедры биофизики с курсом функциональной диагностики
Председатель предметной комиссии ЕГЭ по биологии Томской области
Стаж работы – 38 лет
Стаж преподавания на подготовительных курсах – 25 лет

Цель курса

По итогу обучения слушатель курсов приобретает навыки для ответа на тестовые задания, а также для ответа на задания с развернутым ответом,  навыки решения биологических задач по цитологии и генетике.

Описание курса

Данный курс позволит повторить все разделы биологии, которые необходимы для сдачи ЕГЭ.  Обучающийся знакомится с типичными заданиями контрольно-измерительных материалов (КИМ) для экзамена по биологии, с алгоритмом решения заданий с развернутым ответом, принципами их построения.

Длительность курса

Курс рассчитан на 200 часов, которые состоят из:

  • 185 текстовых или мультимедийных лекции
  • 12 аудио (видео) лекций по темам, вызывающим наибольшие затруднения у выпускников при сдаче экзамена
  • 220 тестовых заданий для самоконтроля
  • 60 индивидуальных заданий по различным разделам биологии
  • онлайн-консультации 1 раз в месяц по вопросам слушателей

Стоимость курса: 19 900 руб.


Программа курса

Раздел 1 - Общая биология

Тема 1.1 «Основы цитологии»

Этапы изучения клетки. Клеточная теория. Клеточные формы жизни: прокариоты, эукариоты. Строение эукариотической клетки. Химическая организация клеток: неорганические и органические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Обмен веществ – основа жизнедеятельности организмов. Способы питания живых организмов. Дыхание как способ извлечения энергии. Две стороны обмена веществ и взаимосвязь между ними. Энергетический обмен и его стадии. Фотосинтез, стадии и значение. Хемосинтез. Биосинтез белка. Код ДНК. Этапы биосинтеза.

Тема 1.2 «Решение задач на генетический код»

Структура нуклеиновых кислот. Функции ДНК и РНК. Принципы генетического кода. Свойства генетического кода. Разбор примеров задач на генетический код и биосинтез белка.

Тема 1.3 «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Соматические и половые клетки. Деление клеток. Митотический цикл. Митоз. Мейоз. Половые клетки животных. Гаметогенез. Половое и бесполое размножение организмов. Индивидуальное развитие животных: эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Этапы эмбрионального развития (на примере ланцетника).

Тема 1.4 «Решение задач по цитологии (деление клеток)»

Типы задач. Определение количества хромосом и молекул ДНК на разных этапах митотического или мейотического деления клеток. Алгоритм решения разного типа задач.

Тема 1.5 «Основы генетики и селекции»

Основные методы генетики, в том числе методы генетики человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Основные понятия генетики. Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Неполное доминирование. Множественные аллелиЗакон расщепления признаков и его цитологические основы. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков и его цитологические основы. Анализирующее скрещивание.

Генетика пола, наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование признаков. Опыты Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Генотип – целостная система. Изменчивость организмов, виды изменчивости. Генетика популяций. Закон гомологических рядов Н.И.Вавилова. Основы селекции. Основные методы селекции: гибридизация и отбор. Селекция растений и животных: общие и различные методы. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и ее основные направления..

Тема 1.6 «Решение задач по генетике»

Разбор основных типов генетических задач. Задачи на анализ родословных. Задачи на моно- и дигибридное скрещивание. Задачи на сцепленноенаследование. Задачи по генетике пола. Алгоритмы решения задач разных типов.

Тема 1.7  «Эволюционное учение. Развитие органического мира»

Краткая история развития биологии в додарвиновский период. Основные положения учения Ч.Дарвина. Движущие факторы эволюции (по Дарвину).Искусственный отбор и его значение. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов. Вид, его критерии и структура. Микроэволюция. Видообразование: современные представления. Доказательства эволюции. Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития органического мира. Происхождение человека. Сходство и различие человека и животных. Основные этапы антропогенеза. Движущие факторы антропогенеза: биологические и социальные. Человеческие расы, их происхождение и единство.

Тема 1.8 «Основы экологии. Учение о биосфере»

Основные понятия экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Диапазон действия абиотических факторов. Понятие популяции в экологии. Экологические системы. Биогеоценоз. Основы учения о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Среды жизни и их характеристика. Биомасса поверхности суши, Мирового океана и почвы. Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере.

Раздел 2 - Основные группы живых организмов

 Тема 2.1 «Неклеточные формы жизни. Бактерии, грибы, лишайники, растения»

Строение и размножение вирусов. Бактериофаги. Строение, питание и размножение бактерий как прокариотических организмов. Грибы: особенности строения, питания, размножения. Основные группы грибов (одноклеточные, плесневые грибы, шляпочные грибы). Грибы – паразиты растений, животных и человека. Лишайники, особенности строения и жизнедеятельности как симбиотических организмов. Низшие растения – водоросли, особенности строения и размножения одноклеточных зеленых водорослей, нитчатых водорослей. Основные группы водорослей (зеленые, красные, бурые). Высшие растения. Строение и размножение мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и покрытосеменных растений.

Тема 2.2 «Строение и размножение растений (на примере Покрытосеменных растений)»

Растение – целостный организм. Растительные ткани. Строение вегетативных органов (корень, стебель, лист, побег). Строение генеративных органов (цветок, плод, семя). Половое размножение цветковых растений. Опыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов.

Тема 2.3 «Животные»

Сходство и различие животных и растений. Одноклеточные животные или простейшие (корненожки, жгутиковые, инфузории). Тип Кишечнополостные: разнообразие клеток, размножение. Тип Плоские черви. Строение свободноживущих (на примере планарии) и паразитических плоских червей (печеночный сосальщик, ленточные черви). Циклы развития паразитических червей. Тип Круглые черви. Строение и размножение на примере аскариды человеческой. Острицы. Тип Кольчатые черви. Строение и размножение на примере дождевого червя. Многощетинковые кольчатые черви. Тип хордовые. Общая характеристика типа Подтип Бесчерепные. Характеристика ланцетника как низшего хордового животного. Основные классы Позвоночных животных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение. Размножение.

Раздел 3 - Анатомия и физиология человека

Тема 3.1 «Ткани человеческого организма»

Типы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения клеток разных тканей. Свойства и функции тканей.

Тема 3.2  «Нервная система. ВНД. Анализаторы»

Центральная и периферическая нервная система Строение и функции спинного и головного мозга. Соматическая и вегетативная нервная система. Рефлексы. Рефлекторная дуга. Врожденные и приобретенные рефлексы. Условия и этапы формирования условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система. Сон и его значение. Анализаторы и органы чувств. Строение и функции глаза. Аккомодация. Строение и функции органа слуха. Вестибулярный аппарат Обоняние и вкус. Кожная чувствительность.

Тема 3.3 «Железы внутренней секреции»

Различие желез внешней и внутренней секреции. Гормоны как регуляторы жизнедеятельности человека. Химическая природа гормонов. Гормоны гипофиза, щитовидно железы, надпочечников, поджелудочной железы. Нарушения функционирования желез внутренней секреции: гипо- и гиперфукции, связанные с ними заболевания.

Тема 3.4 «Опорно-двигательная система»

Типы костей. Способы соединения костей. Строение скелета человека. Особенности скелета человека в связи с прямохождением. Строение и функции мышц. Строение мышечной системы человека (обзор)

Тема 3.5 «Кровь. Кровообращение»

Внутренняя среда организма человека: кровь, лимфа, межтканевая жидкость. Состав крови. Клетки крови и их функции. Группы крови. Иммунитет. Органы кровеносной системы: сердце, сосуды. Строение и функции сердца. Сердечный цикл. Строение и функции артерий, вен, капилляров. Круги кровообращения. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.

Тема 3.6 «Дыхательная система»

Строение дыхательной системы: воздухоносные пути и легкие. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких и способы ее определения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

Тема 3.7 «Пищеварение. Обмен веществ»

Пищевые и питательные вещества. Функции пищеварительной системы. Строение пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Пищеварительные ферменты и условия их деятельности. Химическая, механическая обработка пищи в разных отделах пищеварительного тракта. Всасывание. Нервная и гуморальная регуляция пищеварительной системы.

Обмен веществ в организме человека. Витамины и их роль. Обмен белков, жиров, углеводов.

Тема 3.8 «Органы мочевыделительной системы»

Значение процессов выделения для организма человека. Органы мочевыделительной системы: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Строение и функции почек. Строение и функции нефрона. Этапы образования мочи. Нервная и гуморальная регуляция мочевыделения.

Тема 3.9 «Строение и функции кожи»

Функции кожи. Строение кожи: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка. Роль кожи в терморегуляции.

Тема 3.10 «Размножение и развитие человека»

Система органов размножение человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Периодизация постэмбрионального этапа развития человека.


ПОЧЕМУ МЫ?

  • ЭКОНОМНО: у нас в 3 раза дешевле, чем у репетитора
  • УДОБНО: заниматься можно в свободное время не выходя из дома
  • ПОЛНОЦЕННО: объем информации курса, позволяющий сдать ЕГЭ по биологии для поступления в ВУЗ. Полноценная подготовка за 200 часов;
  • ПРОФИЛЬНО: программа обучения, разработанная лучшими преподавателями нашего медицинского университета специально для подготовки школьников к ЕГЭ по биологии;


Контакты

Адрес: г. Томск, Московский тракт, 2, ст. 20
Телефон: 8 (3822) 909-839; 8 (3822) 528-077 
Электронная почта: dovuz@ssmu.ru